Славянская нечисть

Comments

Lizzzard Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Здесь о нескольких по немножку…
есть кажется даже отсутствующие в указателе… Гуменник, Полуденница и полевик.

Сам текст взят из книги Н. Степановой «Тайна черной и белой магии»

КТО СЕЛИТСЯ В ДОМАХ
Нечисть может поселиться и прямо в доме. Например, Кикимора. Это существо часто достаточно безобидное. Кикимора днем дает о себе знать редко, ночью же может шуметь, если в доме остался неубранным рабочий инструмент, она может греметь посудой, передвигать предметы, стучать. То есть проявляет себя так же, как то, что сегодня мы называем Барабашками.
Считается, что Кикиморами становятся проклятые дети, умершие или сгинувшие в малом возрасте. Кикимора может показываться людям в облике человека, свиньи, кошки.
«То же в соседнем доме было. Чушка стала бегать… Житья нету.
А получилось у них вот как. У них девочка маленькая была. Она, хозяйка-то, вышла по хозяйству, а у них печка топилась. Девочка рядом со щепочками играла. Боле никого дома не было. Девочка угольки, видно, выгребла — все загорело на ней, кухня загорела. Мать прибежала, двери открыла — ее огнем! Она попасть не могла. Дочка сгорела.
И вот стало у них: эта чушка бегала. Потом, говорили, тоже ерничинку нашли, как куколка замотана. Ерничинку выбросили — и ниче не стало потом». (Из собр. В. П. Зиновьева).
Но в любом доме должен быть и покровитель — Домовой. Этот своеобразный хранитель домашнего очага, как правило, появляется в реальном мире в облике кота. При переезде его приглашают с собой: «Хозяин мой, пойдем со мной!» Домашнего кота нужно пустить обживать новый дом еще до появления там человека. Домовой может предсказывать значительные перемены в жизни семьи, гудя в трубу «К добру-у-у!» или «К худу-у-у!», но порой по неведомым причинам он начинает душить по ночам, во время сна, жителей дома. Не любит домовой, когда занимают его место, ночью может столкнуть. Не пощадит он чужого человека, который не попросился у него переночевать в охраняемом доме.
Домовой часто выполняет функции не только хозяина дома, но и покровителя двора. Он охраняет скот, заботясь о нем, но, если хозяева нарушают какие-то обычаи, может невзлюбить животное и мучить его по ночам. Поэтому хороший хозяин, приводя во двор новую скотину, всегда обратится к Домовому: «Хозяин, хозяюшко, ты мою скотинку сытее пой да корми, по шерстке гладь, на любое место спать покладь». (Из архиВва кафедры фольклора МГУ).

ПОКРОВИТЕЛИ ДВОРА
За каждую часть хозяйственного двора иногда отвечает свой покровитель: в овине может жить Овинник, на гумне — Гуменник. Они схожи с Домовым. Охраняя хозяйство, могут его умножать: таскать, например, по ночам в свой овин зерно. Эти существа порой наделяют хозяина сказочным богатством, оставив ему клад. Но и жестоко наказывают за неугодные им действия: за работу по праздникам, сквернословие. С каждым из покровителей своего дома и хозяйства человек имеет возможность общаться.
Не столь безобиден дух, живущий рядом с человеком,— Банник. Он часто доставляет неприятности, но опять, как правило, вследствие нарушения неких регламентов поведения по отношению к нему. Существует устойчивое поверье, что нельзя идти в баню уже в третий пар,— Банник может изувечить, содрать с живого человека кожу. Если в третий пар моется женщина с ребенком, то он будет подменен, то есть обратно в дом принесешь нечисть, которая житья не даст.
«Это с бабкой моей было. Она молодая еще была. Один раз мылись все, а она опоздала. Пришли, а уже все сходили: и мужики, и бабы. Ну она смелая была — одна побежала в третий-то пар, лишь дитенка свово взяла. Думает: светло еще.
Ну пришла. Разделась в предбаннике-то, малого-то в пеленке взяла и в баню. Дверь открыла,— ногой-то одной лишь -переступила через порог, глядь — а там на полке баба сидит, зеленоватая такая вся, и волосья чешет, длинные да зеленые. Ну она испугалась, чего делать — не знает. А эта ей, банница-то: как зашла, так и уйди! Ну, она баба-то была понятливая: как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу-то обратно за порог, да дверь скорей закрыла. Схватила свою одежку, да бежать!» (Из архива автора).
ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
Необычными существами населен и лес. Как рассказывают былины в нем живет Леший. Он уводит к себе проклятых и тем самым обещанных ему (например, при проклятии «Леший тебя понеси!»). У Лешего есть уподобленные человеческим семья и хозяйство — есть и Лешачиха, и дети, свой скот, подворье, дом. Уведенные Лешим обычно работают на него, а девушек он берет нянчить своих детей. Леший не обижает людей, но и на волю не отпускает. Женой Лешего бывает обычно некогда проклятая женщина, уведенная им в лес Поэтому она часто оказывается добрее: тоскующую девушку, вынянчившую ей ребенка, она может научить, как убежать от Лешего. Встреча с Лешим не сулит ничего хорошего. Он пугает человека, заставляет заблудиться. Леший прикидывается то старым замшелым пнем, у которого вдруг начинают шевелиться корневища, то огромным деревом, ветки которого нависают над человеком, грозя схватить его. Леший хохочет и стонет в лесу, устраивает бурелом. В иных местах он может показаться и в облике человека. Иногда Леший делает добро. Он, например, качает ребенка, потерянного родителями в лесу, а за своих детей, которым помог человек, старается наградить. Леший может и наказать за срубленные деревья с его специальной отметиной, за непочтительное поведение в лесу — излишний шум и веселье, ругань.
Оставшись в лесу на ночь, знающий человек не забудет попросить у Лешего разрешения на ночлег под деревом, но при этом обратится и к самому дереву, вдруг оно почитаемо хозяином леса. В адрес хозяина лесов можно обращаться и с угрозами, если он того заслуживает. Хозяин, потерявший в лесу корову, говорит: «Лесовик, лесовик, отдай мою нетель,— буде есть у тебя. Не отдашь — так закрещу все пути-дороги, ни пройти тебе, ни проехать». (Из архива автора).
В лесу, как рассказывают на Русском Севере, можно встретить Лесовух. Если пойти за ними, они заводят в глухомань.
Женоподобные существа видятся и в поле, на дороге. Например, в жаркий полдень появляется Полуденница. Она маревом поднимается над полем или вдалеке над дорогой и оказывается рядом простоволосой женщиной в белой одежде. Вместо нее может явиться мужчина в белом, иногда на коне — Полевик. И та, и другой заставляют человека соблюдать основные нормы поведения, связанные с работой в поле. Если человек заснул на меже или работает в неположенное время, они прогоняют его с поля, совершенно обморочив.

7 January, 2007 - 14:11
Адонис Re: Славянская нечисть
Статус: оффлайн

Цитата:
Сам текст взят из книги Н. Степановой «Тайна черной и белой магии»


Это автор книг "Тайны сибирской целительницы"?

Цитата:
(Из собр. В. П. Зиновьева)


В тему, в тему!!! (господин КОТ поймёт о чём я!!!)


Цитата:
Здесь о нескольких по немножку…


Ну, да… Тут и впрямь совсем по немногу… кратенькие описания…

9 January, 2007 - 08:45
Lizzzard Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Цитата:
Это автор книг "Тайны сибирской целительницы"?


Наверное.. Взято из книги по целительству… у меня есть парочка…

Цитата:
Ну, да… Тут и впрямь совсем по немногу… кратенькие описания…


Там ровно столько и было….
Ну я книги еще пошурую.. может еще чего найду… Не про этих так про других… ))

9 January, 2007 - 12:12
Lizzzard Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Кстати если интересуют всякие "народные пересказы"

Цитата:

(Из собр. В. П. Зиновьева)
В тему, в тему!!! (господин КОТ поймёт о чём я!!!)


То в книге еще есть… правда в основном про коловство… Если это кому интересно, так я могу сюда выложить…

9 January, 2007 - 12:48
KOT Re: Славянская нечисть
KOT's picture
Статус: оффлайн

Цитата (автор — Lizzzard):
Если это кому интересно, так я могу сюда выложить…

интересно…

10 January, 2007 - 01:45
Lizzzard Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Сорри, что долго…
сессия была…


РУСАЛКИ
Поле — прибежище русалок. У восточных славян русалками считают умерших, которые появляются на гряной, русальной неделе (ею могла считаться неделя до или после Троицы). Они иногда приходят в свои дома, поэтому для них нужно оставлять на ночь традиционное поминовение. Порой русалки заботятся о живых.
«То я шчэ дивкою була. На русавныцю до самый вечир полола в жыти. А тута до мэнэ прыйшла маты, шчо вмэрла того року [в том году — В. X.]. Бона кажэ: нэ можиа тут сыдиты, чого доси сыдишь, тэбэ вдомачэкають [ждут—В. X.]. Той я побигла». (Из Полесского архива ИСиБ АН СССР).
Чаще всего русалок видят в поле танцующими и веселящимися. Когда человек приближается к ним, они спрашивают у него: «Полынь или петрушка?» От правильного выбора зависит жизнь случайно забредшего в поле в неразрешенное время. Если выбрать полынь, то русалка закричит: «Сам ты сгинь!» и убежит, если же выбрать петрушку, русалка радостно заверещит: «Ах ты, моя душка! и бросится щекотать человека, может быть, насмерть.
В некоторых местах считают, что русалками становятся только утопленники или молодые девушки и маленькие дети и что у них есть постоянное место обитания — определенные речка, озеро. Детки-русалчата, похороненные некрещеными, встречали на русальной неделе одиноких путников, прося у них себе имя или одежду. В таких случаях отказывать нельзя.
Известный современному человеку из литературы образ русалки — полуженщины-полурыбы в восточнославянской традиции не встречается. Он позднее заимствован из европейского фольклора.

ВОДЯНОЙ
Это хозяин подводного царства, который по отношению к человеку ведет себя так же, как и Леший. Он любит встречаться с людьми в разных обличьях: то ягненка, то птицы, то старика. При этом Водяной пытается затащить в воду, утопить. Этот персонаж напоминает и черта, поскольку с ним можно заключить сделку, продав ему душу. Иногда Водяной так и именуется.
«Старики рассказывали. Из Манилова-озера, версты четыре, ездил черт в озеро Березино и возил свое именье. Приходит он под окошко к мужичку в деревню Березняк и просит дровень перевозить. Мужичок ему дровни дал поездить. Он ночь ездил на дровнях, перед свет дровни ему и представляет под окошко и говорит: «Вот тебе, мужичок, дровни и целковый за удержку дровен». Мужичок выходит, целковый лежит на дровнях, а посмотрел на дровни, на дровнях ездить нельзя, потому что полозье очень изъездилось — очень тонко. Доживает до лета. Этот же мужичок увидал у черта коров на берегу. Взял икону и побежал с иконой и ухватил у него одну корову, а остальные все ушли в озеро. Посля этого одна женщына приходит на озеро с бельем, слышит: в озере плачет и посылает спросить у мужичка корову обратно. Вот он приходит к нему не одну ночь, все прошал коровы. Он ему не отдает, напротив эхтово, сделал он мужичку то, што унес весь горох с полосы. На это озеро все боялись выходить купаться и ездить…» (Из собр. В. и Ю. Соколовых).
Взаимоотношения человека с мифологическими существами, какими бы страшными они ни были, остается довольно простым, обыденно-домашним. С нечистым можно ладить и получить помощь, если соблюдать необходимые правила общежития. От них можно защитить себя матерной бранью, молитвой или предметами-оберегами.

ПОКРОВИТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА
Персонажи, созданные христианским мифотворчеством, изначально защитники и покровители человека. Святые, ангелы стараются предотвратить многочисленные напасти или, по крайней мере, предупредить о них достойного. Они также могут сделать предупреждение, а иногда и наказать за нарушение канонических норм поведения.
«В Миколу было грех боронить. А мужик один с девкой своей поехал. А девчонке-от… лет шесть ей было, ай нет. Отец-то ей и говорит: поборони, а я схожу вилы ссеку. Тута-то ей почудилось — какой-то светлый-светлый вышел и говорит: нельзя седни боронить, седня Микола — грех. А потом пропал. После долго ее лечили. И сейчас она все умом недовольна». (Из собр. В. П. Зиновьева).
Перед важными событиями, народными бедствиями святые являются праведникам.
«Было это сколько-то время перед войной. Иду я лесом, вдоль речки, задумалась так. Иду-иду, да послышу, будто кто плывет по воде-то. А место было уж больно пустынное. Глянула на речку — а там и впрямь лодка плывет, а на ней стоит старичок весь в белом и сам такой, что весь светится. А на лодке-то еще люди тоже в белом сидят. И вот слышу я голос-то с лодки, будто он сдалека: «Война-а-а! Война-а-а!» — кричит так оттуда мне. Ну я испугалась, а лодка так себе и поплыла, да скоренько так! И пропала. Я пришла домой, а через сколько дней и впрямь война началась, с немцем-то». (Из архива автора).
Интересно, что такие же предзнаменования могут даваться человеку непосредственно не только со стороны божественных в христианском смысле сил, но и через появление неких существ, более напоминающих языческие мифы.

«Отец это рассказывал. Еще молодой он был. В страду однажды убирали они хлеб. А время как раз был обед. Слышат: плачет кто-то, так уж плачет и плачет. Глядят: на опушке леса женщина в красном идет и тоскливо плачет. А ребята молодые соскочили и побежали, кричат, мол, поймаем. Видят: вот-вот, рядом, сейчас схватят — а она уходит все дальше и дальше и все плачет.
Старики тогда говорили, что к большой это беде. И вправду, вскоре болезнь страшная нашла. Люди мерли страшно…» (Из собр. В. П. Зиновьева).
Предсказания подобного рода из иного мира могут быть сделаны человеку во сне.
«Служил я в армии. У нас был человек один, он здорово эти сны разгадывал. Я ему говорю:
— Я вот такой сон видел. У меня мама пришла и увела тятю. Надела на него черну шинель, папаху.
— Тебе,— грит,— письмо придет — он помер.
И верно. Мне письмо пришло, что он помер…» (Из собр. В. П. Зиновьева).
Иногда не просто предсказываются грядущие события, но и оказывается непосредственная помощь избранным лицам.
«Было это у нас в войну. Баба тут одна, Матрена, ой как бедовала! Мужика забрали да убили, а у ней шестеро осталось мал-мала меньше. И вот, брат ты мой, стали они голодать. И продать-то у ней нечего. Ну а чего ж баба сделаить. Сидить да реветь.
И вот один раз вечером, ребятишки поснули уж у ней, сидить она так да слышить: в суднюю оконцу ктой-то стучить. Подошла она — баба там подаянье просить. А она ей: подруга ты моя дорогая, да чего же я тебе подам-то? У самой, видно, ребятишки с голоду вот-вот помрут, пухнуть стали.
А эта баба-то ей: а ты погляди у себя на дворе завтра. И пропала, будто и не ушла, а как сквозь землю провалилась.
Ну, она на другой день пошла на двор, а там узелок лежит, а в нем и одежка ребятишкам, и мучица, и деньжата. Вот так-то, милая моя. Это Божья Матерь к ней приходила, наша спасительница и заступница». (Из архива автора).

ЯСНОВИДЯЩИЕ
В народной среде широко бытуют сведения о тех, чье знание также объясняется божественным даром. Ясновидящие наделены своеобразным зрением, которое проникает сквозь пространство и время. Эти люди обычно помогают в трудную минуту, когда человек путается в дебрях незнания собственной судьбы или жизни близкого. Их предсказания не воспринимаются как система гаданий, это нечто принципиально иное. Известная болгарская вещательница Ванга представляет именно такой тип ясновидящих.
Человек, обретший способность ясновидения, может предсказать тайны прошлого. Он это делает достаточно избирательно, в зависимости от личных качеств обратившегося к нему или самого повода обращения. Ясновидящий не будет помогать недостойному человеку или способствовать неправедному делу.
«Был у нас тут один старичок, приезжал в Масловку. Это в гражданскую было. Банда у нас тут была антоновская. А мово Мишу тада забрали красные и угнали. И мы не знали, куда он делси. Я-то чижолая [беременная — В. X.] была. Все стояла на коленках, да Бога молила, чтоб он Мишу-то вернул, ведь только замуж вышла.
Ну а тут гыварять, что приехал в Масловку-то дедушка такой, что он все знаить, святой вроде как.
Вот я взяла яиц штук десять в узелок и пошла. Пришла туды. А там народу — тьма! Он у одного мужика остановился, дедушка-то. Ну там изба-пятистенок. Он в горнице сидить, а тут народ и на улице, и в кухне толпится: горя-то много было, всем что узнать про своих надо. Ну я уж не помню, как пробралась к нему, видно, чижолую-та пропустили люди.
Захожу я в горницу — сидить старичок такой весь белый, чистенький, и от него будто сиянья идеть. Он еще и ни пыглядел на меня, а уж гыварить:
— Знаю, знаю, молодка, зачем пришла-пожаловала. Только зря ты шла-то: нету на свете твово мужика. Застрелили его в лясу, а уж и волки косточки растаскали. Не жди ты его и не ищи боле.
Ну я и пошла. А самой-то не верится. Пришла домой, мамашке рассказываю, а она мне: ну я еще завтрева пойду, поглядим, чево он мне скажить.
И пошла. И тоже пришла как-то к нему. А он ей с порога: ну ты чего ж пришла-то? Я ведь снохе-то твоей все про сынка-то твово сказал. Не ищи его, мать, не жди.
Ну с тем она и пошла. А Миша-то так и не нашелся. Видно, и вправду в Павловском лясу их постреляли…» (Из архива автора).
В народных представлениях ясновидение связывается также с обретением цветка папоротника. Одна прорицательница, жившая в Гомельской области, приобрела цветок таким образом. Она в купальскую ночь разыскивала пропавшую корову. Не найдя, пришла домой и заснула. Во сне ей чей-то голос сообщил, что в ее лапте лежит цветок, она должна зашить его в ладанку и всегда носить при себе, тогда ей откроются все тайны земные. Женщина встала и, действительно, обнаружила какой-то цветок, который она в ладанке и носила всю оставшуюся жизнь вместе с нательным крестом.
Обретя чудесный дар, она стала предсказывать людям их судьбы. Но чтобы не пугать никого своими способностями, она делала вид, что гадает на разбрасываемой по столу соломе, за что ее прозвали соломенной бабой. В тридцатые годы местные власти хотели наказать ее за такую деятельность. Но когда она заранее угадала масть жеребенка, которого вскоре принесла конВторская кобыла, то ей поверили и отпустили.
Даром ясновидения и пророчества часто наделяются абсолютно безгрешные существа — только что рожденные дети, которых потусторонние силы используют как бы в качестве посланцев в наш мир. Новорожденные сообщают обычно о грядущих мировых катаклизмах, после чего сразу умирают. Эти пророки-посланцы предсказывают конец света, мор, всеобщий голод, войну. Летом 1989 года, например, по украинскому Полесью разнеслись слухи, которые быстро оформились в легендарный сказ, в очередной раз предрекающий конец света. Называется конкретный город, где 26 июля родился странный ребенок и тут же заговорил, поведав изумленному медицинскому персоналу, что Антихрист уже пришел на землю и отсчет времени до мирового трагического финала начался с этого дня. Бог дает последние 14 лет, чтобы люди обратились к более праведной жизни. Тогда число лет будет увеличено, если же нет, то сокращено. Выполнив пророческую миссию, дитя тут же умерло.

20 January, 2007 - 16:55
Сахара Re: Славянская нечисть
Статус: оффлайн

Раз уж кучно и обо всех biggrin.gif, то вот список славянской нечисти:

Анчутка, баган, бадняк, баенник(банник), бес(чёрт), ведьмак, воструха, встречник, гарцуки, дворовой, домовой, злыдни, кладовики(кладовые), лесные духи, летавицы, лихорадки, матохи, обида, овинник, полевик, полудницы, рожаницы, смерть, страшилы, холера, эхо(озык), явь, навь, правь.
Баба-яга, боян(баян), ведьма(ворожея), волхвы, знахарь, кликуши, колдун, облакопрогонники, обменыши, объедало, псиглавцы, соловей-разбойник.
Алконост, арысь-поле, аспид, баранец, беда, вий, водяной, волкодлак, волоты, гамаюн, гриф-птица, Громислав, дивии люди, жар-птица, Змей Горыныч, змей огненный, идолище поганое, индрик-зверь, кикимора, лебединые девы, леший, морской царь, Кощей, навьи, нички, оборотень, полкан, птица-юстрица, русалки. сирин, стратим-птица, упырь, упырицы, ховала, чудо морское.
Вроде всё…

14 February, 2007 - 21:18
reteiktor Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Цитата (автор — Сахара):
Раз уж кучно и обо всех biggrin.gif, то вот список славянской нечисти:

Анчутка, баган, бадняк, баенник(банник), бес(чёрт), ведьмак, воструха, встречник, гарцуки, дворовой, домовой, злыдни, кладовики(кладовые), лесные духи, летавицы, лихорадки, матохи, обида, овинник, полевик, полудницы, рожаницы, смерть, страшилы, холера, эхо(озык), явь, навь, правь.
Баба-яга, боян(баян), ведьма(ворожея), волхвы, знахарь, кликуши, колдун, облакопрогонники, обменыши, объедало, псиглавцы, соловей-разбойник.
Алконост, арысь-поле, аспид, баранец, беда, вий, водяной, волкодлак, волоты, гамаюн, гриф-птица, Громислав, дивии люди, жар-птица, Змей Горыныч, змей огненный, идолище поганое, индрик-зверь, кикимора, лебединые девы, леший, морской царь, Кощей, навьи, нички, оборотень, полкан, птица-юстрица, русалки. сирин, стратим-птица, упырь, упырицы, ховала, чудо морское.
Вроде всё…

забыли чудей, сбствнно от которых произошли многочисленные слова с корнем "чудь": причудилось, чудиться, чудовище и т.д.

24 February, 2007 - 21:09
Сахара Re: Славянская нечисть
Статус: оффлайн

Цитата (автор — Сахара):
полкан

Заметка для не знающих…
Полкан-не пёс, а кентавр. unsure.gif

27 February, 2007 - 12:52
Сахара Re: Славянская нечисть
Статус: оффлайн

Цитата (автор — Сахара):
навьи

А навьи — одно из древнейших названий мертвецов… blink.gif

27 February, 2007 - 12:54
Ратибор Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Навьи — Чужие(чужого рода),заброшеный,закопаные без обряда и вовсе не позороненные мертвецы. В Древней Русибыл даже праздник — Навий день. он проводлся 18 березня(19.03) и был праздником воскрешения мертвых,когда приносили требы давно умершим людям.

21 октября, 2007 - 23:08
Лисёнка Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Народ, а если попытаться их как-то классифицировать smile.gif… Ну с домашними, природными (лесными, водяными) духами всё понятно…. А куда отнести (как обозвать biggrin.gif ) вот этих:
шиш,дрема, жихарь, игоша, хлопотун, носак, безымень, блазень, арысь-поле, лихо, злыдни, полуночницы, бабай, бука, баюнок, верлиока, ночницы, ырка, жыж, гарцуки….

Надо ж их куда-то отнести все-такиwink.gif

14 June, 2008 - 19:28
Jackal Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Может, назвать их антропогенными? Кажется, большинство этих духов появляются и существуют непосредственно с участием человека и в населенных областях… лихо, злыдни, блазень, полуночницы, бабай, ночницы…

7 August, 2008 - 14:48
Ведьмочка Re: Славянская нечисть
Статус: гость

вообще насколько я знаю, вся нечисть делиться на домашнюю (добрую) и злую; но кстати, широта славянской души приписывает всем без исключения духам и добрые качества…
кстати, ещё забыли: болотник, болотница, лисунки, лесовички, жирень, баюн (кот, который), мара…
если что, можно о каждом в подробностях)
и кстати, почти все наши духи обладают даром ясновидения.

16 November, 2008 - 11:27
dambldor Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Цитата (автор — reteiktor):
Раз уж кучно и обо всех biggrin.gif, то вот список славянской нечисти:

Анчутка, баган, бадняк, баенник(банник), бес(чёрт), ведьмак, воструха, встречник, гарцуки, дворовой, домовой, злыдни, кладовики(кладовые), лесные духи, летавицы, лихорадки, матохи, обида, овинник, полевик, полудницы, рожаницы, смерть, страшилы, холера, эхо(озык), явь, навь, правь.
Баба-яга, боян(баян), ведьма(ворожея), волхвы, знахарь, кликуши, колдун, облакопрогонники, обменыши, объедало, псиглавцы, соловей-разбойник.
Алконост, арысь-поле, аспид, баранец, беда, вий, водяной, волкодлак, волоты, гамаюн, гриф-птица, Громислав, дивии люди, жар-птица, Змей Горыныч, змей огненный, идолище поганое, индрик-зверь, кикимора, лебединые девы, леший, морской царь, Кощей, навьи, нички, оборотень, полкан, птица-юстрица, русалки. сирин, стратим-птица, упырь, упырицы, ховала, чудо морское.
Вроде всё…

забыли чудей, сбствнно от которых произошли многочисленные слова с корнем "чудь": причудилось, чудиться, чудовище и т.д.

А еще бескудов забыли! tongue.gif

15 March, 2009 - 00:14
korg Re: Славянская нечисть
korg's picture
Статус: оффлайн

Цитата (автор — dambldor):
А еще бескудов забыли! tongue.gif

Вполне вероятно, что бескуды — это литературный образ, внедренный в оборот г-дами Лукъяненко (серия "Дозоры") и Васильевым (серия "Большой Киев"). ИМХО, в народе таких нечистиков нету.

16 March, 2009 - 12:52
KOT Re: Славянская нечисть
KOT's picture
Статус: оффлайн

Бескуд, тема на форуме, учитесь пользоваться поиском smile.gif

16 March, 2009 - 16:48
Чертополох Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Кстати, меня всегда интересовало, откуда взялось представление о кикиморе, как о нечисти болотной? Всё детство слышал в свой адрес "кикимора болотная". Потом ещё от кого-то слышал. Потом где-то в литературе встречал. Все мои знакомые убеждены, что кикимора — именно болотная. Откуда эта ересь взялась-то? Кикимора ж вроде за печкой живёт, а уж никак не в болоте!

16 March, 2009 - 19:54
korg Re: Славянская нечисть
korg's picture
Статус: оффлайн

Лично у меня сложилось впечатление, что кикимора — это такой сборно-собирательный образ нечистика женского полу, больше связанного с водой, влагой, мохом и т.д.
Оттуда и кикимора болотная, и кикимора как жена банника (возможно, от банника она и приходит иногда к домовому)? ))

17 March, 2009 - 14:10
Чертополох Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Цитата (автор — Korg):
сборно-собирательный образ нечистика женского полу, больше связанного с водой, влагой, мохом и т.д.

Так вот почему сей образ связан именно со всякой мокретью?.. Может, просто потому, что имя такое… мокроватое?..)

А вот про кикимору — жену банника я чего-то не слышал ни разу. Она разве не… самостоятельная? В каких источниках она упоминается вместе с нечистью мужского пола?

17 March, 2009 - 18:40
korg Re: Славянская нечисть
korg's picture
Статус: оффлайн

Как недавно указал мне господин Кот, "учитесь пользоваться поиском!" ))

кикимора болотная — http://bestiary.us/kikimora_bol.php

кикимора вульгарис — http://bestiary.us/kikimora.php

в довесок про связи кикиморы с духами мужеского полу
"В редких случаях представления о кикиморе смешивались с образом жены домового"
Славянская мифология (Институт славяноведения РАН)

18 March, 2009 - 12:01
Nicolle Re: Славянская нечисть
Nicolle's picture
Статус: оффлайн

Цитата:
А вот про кикимору — жену банника я чего-то не слышал ни разу.


Я, конечно, извиняюсь, но вроде бы женой банника является так называемая Обдериха…
http://www.swarog.ru/o/obderiha1.php
http://forum.irkat.ru/archive/index.php/t-3208.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%…%BD%D0%B8%D0%BA — там вообще, про банника, но тоже упоминается.





Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете...
Рэй Брэдбери

31 March, 2009 - 23:59
korg Re: Славянская нечисть
korg's picture
Статус: оффлайн

Что характерно, пробежавшись по обозначенным ссылкам, упоминания о том, что обдериха есть жена банника, не нашел.
С другой стороны, что мешает уважаемому баннику… не знаю как правильно выразиться… ну, короче, много может быть женских персонажей в бане.

Теперь серьезно.
Баня была весьма специфическим локусом пограничного характера — между культурой и природой, водой и огнем, своим и чужим. Граница миров, так сказать. Не даром там и гадали, и рожали, и молодые в некоторых местах первую брачную ночь проводили. Я это к тому, что персонажей там может быть более чем достаточно. И, прежду всего, женских.
ИМХО

1 April, 2009 - 10:14
Nicolle Re: Славянская нечисть
Nicolle's picture
Статус: оффлайн

да, точно, мой косяк, но про супружескую жизнь банника и обдерихи читала в какой-то научно-популярной книге….вспомнить бы в какой… С этих пор так залипло). Перелопачу домашнюю библиотеку и дам ссыль на книгу)





Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете...
Рэй Брэдбери

10 April, 2009 - 20:17
Чертополох Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Вот те нате, шпрот в томате… Интересно. В последней Вашей ссылке, Nicolle, в качестве синонима к наименованию данного персонажа даётся ещё и термин "шишига". Всю жизнь считал, что шишига — это нечто лесное… Или это просто собирательный образ низшей нечистой силы женского пола?


Пардон, коллеги, прочитал ваши ответы только сейчас)) И вот чего вспомнил. Господин КОТ может смело потом мой ответ удалять, потому как это не из славянской, а из норвежской мифологии. Прочитал ту быличку в статье на кикимору обыкновенную — так вот, у норвежцев есть похожая(но похитрее), про Пер Гюнта (сразу говорю, не та, про которую вы все сразу подумали) с абсолютно идентичным концом, только там, естественно, тролли.
"Перед Новым годом Пер Гюнт услышал, что есть в Довре мыза, где в новогоднюю ночь любят собираться тролли.<…> Очень ему захотелось проучить троллей.
Он вымазал лицо сажей, нарядился в какое-то рваное тряпьё, так что его самого могли бы принять за тролля, взял с собой ручного белого медведя, целую свиную кожу, шило, дратву и отправился в путь.
Он постучался в дом, куда повадились ходить тролли, и попросил у хозяина приюта.
- Где же мы тебя приютим, когда тролли нас самих из дома выживают?
- А если пустите меня, я, может быть, их самих выживу, — сказал Пер Гюнт.
Медведь улёгся за печкой, а Пер принялся шить из свиной кожи башмак. Такого большого башмака никто ещё не видывал. В дырочки Пер продернул просмоленную веревку, чтобы можно было крепко затянуть башмак, да ещё вырезал из кожи хороший ремень.
В полночь явились тролли. <…> Вдруг кто-то из троллей увидел башмак. Сейчас же все захотели мерить его. Каждый совал в него свою ногу, и когда все тролли были одной ногой в башмаке, Пер быстро затянул веревку. Тут и медведь вылез из-за печки.
- Не хочешь ли отведать мясца, белая киска, — сказал один тролль и, изловчившись, бросил лягушку с раскалённой сковороды прямо медведю в пасть.<…> Как начал медведь драть да полосовать троллей! И Пер от него не отстает — что есть силы лупит троллей кожаным ремнем.
Едва живые вырвались тролли из ловушки и убежали, проклиная и Пера, и его башмак, и его белую киску.
<…>Много лет спустя, незадолго до Нового года, отправился хозяин в лес — запастись дровами на праздник. И вдруг видит, — идет ему навстречу тролль.
- Что, спрашивает, — жива ещё твоя белая киска? Может, хочет, чтобы мы ее опять угостили?
- Милости просим, — отвечает хозяин, — только побольше приносите угощения. У моей киски народилось семь детенышей, так они еще сильнее, чем сама белая киска. Да и нравом злее…
Услышал это тролль — и давай бежать.
- Нет уж, больше ты нас не увидишь! — кричит.
И верно, никто больше не видел здесь троллей."

11 April, 2009 - 11:52
Nicolle Re: Славянская нечисть
Nicolle's picture
Статус: оффлайн

ОЙ, вот кстати, шишига для меня вообще загадка и темный лес). Причем я даже представления не имею, что это такое… А есть инфа, кроме уже выложенной на сайте?





Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете...
Рэй Брэдбери

11 April, 2009 - 15:55
Чертополох Re: Славянская нечисть
Статус: гость

Вообще само слово я впервые увидел у Успенского в "Там, где нас нет", но там оно употреблялось именно в том смысле, о котором я говорил. И звучало это примерно так :"…да тут любая шишига из леса выйдет…" Но я вот ещё маленько накопал:

http://myfhology.narod.ru/monsters/shishiga.html
Мифологическая энциклопедия: Шишига

Ну, и конечно…
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%…%B8%D0%B3%D0%B0
Шишига — Википедия


13 April, 2009 - 20:45
Nicolle Re: Славянская нечисть
Nicolle's picture
Статус: оффлайн

Спасибо! Все проясняется…Однако, как же велик у нашей нечисти диапазон действий). Прямо на все конечности мастера biggrin.gif





Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете...
Рэй Брэдбери

17 April, 2009 - 17:29
Мумак Re: Славянская нечисть
Мумак's picture
Статус: оффлайн

Помещу-ка сюда:
http://www.mirf.ru/Articles/art4318.htm

4 January, 2013 - 23:13
Max88 Re: Славянская нечисть
Max88's picture
Статус: оффлайн

О! Я как раз хотел предложить эту статью на рассмотрение.
Удивительно, но там нет Лиха!

8 January, 2013 - 13:08

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Пожалуйста, введите слова, показанные на картинке ниже. Это необходимо для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя спам-бота. Спасибо.
1 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. То есть для 1+3, введите 4.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Only registered users can post a new comment. Please login or register. Only registered users can post a new comment. Please login or register.