Средневековые бестиарии и чудовищные племена

linyok
Статус: оффлайн

Всегда считал, что информацией нужно делиться когда ей обладаешь.
Собственно характер новой темы отображён в названии, остаётся только сделать некоторые замечания, более полно разьясняющие её характер.
Итак, в данной теме речь будет вестись о средневековых бестиариях, их генезисе, истории, содержании.
известно, что средневековый бестиарий практически составляет особый жанр в средневековой литературе. Он совмещал в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата. С некоторых пор можно говорить о бестиариях как о псочинениях включающих в себя некоторые черты художественных произведений.
Бестиарии можно считать массовым чтивом (разумеется в рамках интеллектуальной элиты), так как они имели характер скорее познавательный и занимательный. Отсюда их популярность и некоторая неопределённость содержания. На сегодня неизвестно хотя бы двух бестиариев содержание которых абсолютно бы совпадало.
Итак, в данной теме приветствуется обсуждение любых аспектов связанных со средневековыми бестиариями.
Со своей стороны я постараюсь помочь любому кто интересуется какими-либо аспектами этого вопроса, особенно касающихся генезиса и содержания бестиариев.
Также постараюсь периодически давать информацию с достаточно подробными описаниями наиболее крупных и серьёзных сайтов посвящённых данной проблеме. Возможно и аннотации к некоторой литературе.
Также надеюсь выложить со временем список животных которые присутствовали в бестиариях, с учётом тех рукописей в которых они появляются.

Теперь о чудовищных племенах.
Человеческая культура за время своего существования накопило множество так скажем известий о некоторый народах, физический облик которых, либо социальная практика или способ питания разительно отличались от культурных норм описывающих эти народы, настолько, что даже эти народы получали отказ в признании их принадлежности к роду человеческому.
В данной теме предлагается обсуждение таких народов, но так как мои знания ограничены в основном античной и средневековой культурой, то предоставить какую-либо информацию я смогу только по ним.
Будет осуществлятся также аннотации к сайтам и литературе посвящённым этой проблеме.




22 November, 2004 - 11:12

Comments

KOT Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
KOT's picture
Статус: оффлайн

Позволю себе слегка опередить ведущего темы и дать парочку ссылок:
Абердинский бестиарий
The Medieval Bestiary
Оба ресурса англоязычные, но надеюсь это не смутит тех, кому подобная инфа действительно нужна wink.gif (тем более, что по данной теме эти сайты одни из лучших)

28 December, 2004 - 03:01
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

В день Исидора Севильского — грех чего-нибудь о нём не написать smile.gif

Исидор Севильский (ок. 570 – 636) или Исидор Младший Гиспальский

Время рождения указывают различное – 560 или 570 г. Учитывая, что он занял епископскую кафедру в 30 лет, после смерти своего брата ок. 600г., то видимо год его рождения – 570 г. Родился в г. Картахена на юго-востоке Испании. По отцовской линии происходил из знатной римской семьи, по материнской линии – вестгот, возможно сын дочери вестготского короля. Рано лишился родителей и воспитывался при попечении своего старшего брата – Леандера. Получил риторическое образование.. Его родной(?) брат Леанд(е)р – личность весьма известная. Ярый противник арианства, друг папы Григория I. Поддерживал централизованную политику вестготских королей. Около 600 года Исидор сменяет своего брата на посту епископа Севильи ( тогда Гиспалис). Председательствовал на II соборе в Севилье 13 декабря 619 г. и участвовал на IV соборе в Толедо 5 декабря 633г (возможно председательствовал), на котором говорил о важности и реформе образования. Вёл активную переписку. Был наставником вестготского короля Сисебута (612 – 621). Был дружен с сарагосским епископом Браулио Сарагосским, который закончил после смерти Исидора его «Этимологии». Умер 4 апреля 636г.
Исидор считался в Средние века одним из патронов Испании. В 1063 г. его мощи были перенесены в Леон и с тех пор культ Исидора стал официальным в Леоне и поддерживался властью. Характерно в этом смысле, что в «Песне о Сиде» король неоднократно клянётся именем Исидора (напр. 1340–1342):
Чело осенил крестом государь:
«Великой добычей, что Сидом взята, —
Святым Исидором клянусь! – я рад.
С XIII века распространяются различные жизнеописания Исидора не имеющие впрочем фактической ценности. Во время Реконкисты, использующей в идеологии славное прошлое страны, стал довольно воинственным, как и многие другие вестготские святые или например св. Иаков (Сантьяго). На знамени Баэза, принесшем победу над арабами в XIII в. и почитающимся как реликвия, которое хранится в севильской сокровищнице Сан-Исидоро изображён Исидор. Наш епископ в полном церковном облачении и даже с митрой на голове несётся на белом коне, сжимая в правой руке крест, а в левой – меч. Надо думать крестить неверных. Канонизирован папой Климентом VIII в 1598 г. Отцом церкви признан в 1722. В 1999 г. на Всемирном католическом форуме обсуждался вопрос о том чтобы считать Исидора покровителем программистов и Интернета. Исидор стал таким покровителем и, сейчас даже создана молитва для католиков при входе в Интернет.

Наиболее известный его труд, как в Средние века так и сейчас, — «Этимологии», первая христианская энциклопедия. «Этимологии» – это последнее и самое значительное произведение Исидора Севильского. По своему характеру, это энциклопедия компилятивного характера. Состоит она из 20 книг. Первые восемь книг излагают основы образования, т.е. тривиум и квадриум, а также медицину, право и теологию. Начиная с девятой книги материал «Этимологий» становится более разнообразным. Исидор пишет в то время «… когда идея универсальной христианской культуры уже победила и нуждалась не в философском обосновании, но в конкретном наполнении.» Исходя из этих задач Исидор и строит своё сочинение. Ни Библия ни сочинения отцов церкви не содержали полного и законченного свода знаний, для подобных целей Исидору пришлось обращаться к языческим авторам. «Этимологии» – это своеобразная попытка совместить и примирить два мировоззренческие концепции противостоящие друг другу. Одна из главных заслуг Исидора для мировой культуры состоит именно в этом. Широко используя остатки античной литературы доступной ему, и согласовывая её с христианской картиной мира, он дал последующим векам индульгенцию на использование античного наследия в последующие века. Самым излюбленным методом раскрытия истины для Исидора являлся метод этимологизации, что отображено и в самом названии произведения. Метод согласно которому суть вещи отображена в её названии, и мало того – название является неотъемлемой частью речи, был широко известен в античности, а после Исидора нашёл признание в средние века.
XII книга «Этимологий» Исидора Севильского посвящена животным. Это один из важнейших источников информации для средневековых бестиариев. Обычно считается, что само название «бестиарий» произошло от первого слова второй главы XII книги «Этимологий», которая начинается словами: “bestiarium vocabulum…” (зверьми называются…). Первичная схема бестиариев, порядок классов (?) животных (звери, мелкие животные, пресмыкающиеся, черви, рыбы, птицы, мелкие крылатые) – всё это взято из Исидора. Всех животных Исидор описывает по одной схеме: сначала им разъясняется, по возможности, имя этого животного, а затем сообщается, что о нём известно. Имя, для Исидора, не просто название, оно конституирует облик или поведение животного. Например слон (elefantum) называется так, потому что слово «лофос» на греческом обозначает «гора». Или другой пример: Хорёк (furo) назван так от «абсолютно чёрный» (furvus), так как он вор (fur). Этимологии названий животных, как и вообще всех слов, у Исидора редко бывают правильными. Описания животных у Исидора редко носят моральный характер, как в бестиариях, а преимущественно остаются информативными. Он редко судит о моральных качествах животных (например обезьян он объявил животными позорными), они не являются символами библейских персонажей или божественных истин как в бестиариях.

4 April, 2005 - 22:15
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Да, 12 книга "Этимологий" Исидора успешно переведена на русский язык.
Все желающие могут ознакомиться с ней вот тут:
http://auditorium.ru/books/1266/lemeneva.pdf
В печатном варианте это публиковалось вот тут:
Одиссей: Человек в истории / РАН. Ин-т всеобщ. истории. — М.: Наука, 1999. — 1998: Личность и общество: проблемы самоидентификации / Отв. ред. А.Я. Гуревич. — 398 с. — С. 303 — 347.

11 June, 2005 - 00:33
Морак Кальдерон Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Status: guest

Шикарно smile.gif Тем более, что акробат есть )))))

13 June, 2005 - 22:27
Морак Кальдерон Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Status: guest

Спасибо, linyok !

13 June, 2005 - 22:28
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Выше уже было сказано про два лучших сайта посвящённых бестиариям. Абердинский бестиарий
Это — сайт посвящённый всего только одному бестиарию — Абердинскому, созданному в Англии в конце XII века и хранящемуся сейчас в библиотеке Абердинского университета. Сайт представляет собой публикацию рукописи этого бестиария, публикацию текста бестиария и перевод текста на современный английский язык. Комментария по содержанию нет и это один из немногих недостатков этого проекта.
Medieval bestiary
Этот же сайт посвящён бестиариям вообще. В первую очередь это великолепный справочный ресурс, автором обработано гигантское количество материала, особенно в плане самих манускриптов и содержания манускриптов. Есть раздел библиотека. Статьи по животным небольшие, в основном они описывают облик того или иного зверя и цитируют один-два источника (обычно это Плиний или Исидор). Это пожалуй единственный, и то небольшой недостаток сайта. В остальном это, видимо, лучшее, что можно найти в инете по средневековым бестиариям.

Кроме того можно указать ещё один ресурс.
White The Book of Beasts
Это репринтное интернет-издание книги: White, T.H. The book of beasts: being a translation from a Latin bestiary of the twelfth century . — L., 1956. – 296p.
Книга представляет собой перевод на английский язык, бестиария английского происхождения, созданного в конце XII века. Этот бестиарий обычно относится исследователями к той же группе, что и Абердинский. Кроме перевода текста бестиария, в книге публикуются рисунки из этой рукописи. Смею обратить ваше внимание на то, что они перьевые.
Если я не ошибаюсь книгу эту кажется поругивали за то, что она не дословно следует оригинальной рукописи бестиария. Переводчик мог дополнять текст информацией из других бестиариев.

19 June, 2005 - 16:22
KOT Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
KOT's picture
Статус: оффлайн

Еще парочка средневековых бестиариев с одного сайта:
The Bestiaire of Philippe de Thaon

The Bestiary of Anne Walshe

На датском и на английском.
На сайте выложены сканы страниц этих бестиариев.

26 June, 2005 - 21:36
KOT Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
KOT's picture
Статус: оффлайн

Добавлю еще одну ссылку (чтоб не забыть cool.gif

http://www.fabelwesen.it/
Бестиарий на итальянском языке.
Чуть позже Linyok, поделившийся ссылкой, немного прокомментирует этот сайт.

20 August, 2005 - 14:50
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Теперь немного по чудовищным племенам. Эта тема в истории культуры античности и Средних веков в общем довольно молодая. Первая обобщающая статья по этому вопросу вышла насколько мне известно в 1942 году (более предметные работы выходили и ранее). На сегодняшний момент по чудовищным народам в средневековой культуре вышло уже несколько монографий, хотя тему исчерпанной назвать нельзя. Большинство этих народов так или иначе известны уже в античности — обычно это искажения вызванные непониманием обычаев, социальной практики тех или иных народов с которыми приходилось сталкиваться преимущественно грекам.
В Средние века эти племена становятся обязательной частью мира, они появляются на картах, в географических трудах, толкуются в теологических трактатах.
Наиболее крупное представительство этих племён встречается у писателя I в н.э. — Плиния Старшего, в его энциклопедии "Historia naturalis" (Естественная история). Наиболее часто в Средние века встречаются описания примерно 40 племён. В первой монографии посвящённой этой теме автором было перечислено 37 племён. Стоит заметить, что и у самого Плиния и у средневековых авторов это число значительно больше. Например у Плиния только в Индии 18 подобных племён. В Средние века в число этих племён вошли некоторые персонажи античных мифов — например племя амазонок, циклопы.
В советской и постсоветской литературе этому вопросу практически не уделялось внимания. Подобные племена отсутствуют в энциклопедии «Мифы народов мира», редко привлекают внимание исследователей. На сегодняшний день упоминания заслуживает пожалуй лишь статья «Чудовища» в «Словаре средневековой культуры» выпущенном в 2003г., а также серия книг издательства «Азбука-классика», в которой приведён перевод основного корпуса средневековых сочинений на тему чудовищных племён. Среди них есть книга специально посвящённая этому вопросу – Жизнь чудовищ в средние века. – М.: Азбука-классика, 2004. Кроме этого интересные тексты присутствуют также в изданиях «Повесть о рождении и победах Александра Великого» и «Послания из вымышленного царства» с теми же выходными данными. Издания представляют собой тексты без комментария, с небольшими вступительными статьями скорее популярного, чем научного характера. Тем не менее для ознакомления с тематикой они годятся.
Хотя сайты посвящёные подобной тематике найти можно, большинство из них не слишком высокого качества. На сегодняшний день мне известен всего один хороший сайт по данной теме. К сожалению он на итальянском, что делает его непригодным для чтения большинством посещающих этот сайт. Как мне кажется smile.gif
http://www.fabelwesen.it/
Сайт содержит хорошую библиографию (кое что можно и скачать), описания рукописей в которых встречаются сочинения и иллюстрации по данной тематике.
Индекс сайта, каталог монстров находится по этому адресу:
http://www.fabelwesen.it/mostri/index.asp
Статьи, посвящённые отдельным народам очень краткие, и в основном, просто описывают наиболее типичную для данного народа внешность.
Например народ блемиев, людей без головы, и лицевыми органами расположенными на груди.
http://www.fabelwesen.it/mostri/details.asp?ID=40
Кроме того, каждая статья сопровождается отрывками из источников, описывающих эти народы и галереей.
Источники – ссылка fonti на страничке каждого отдельного народа, iconografia – галерея.
Галереи очень хорошие, что для незнающих итальянский, составляет одну из главных ценностей сайта.

23 August, 2005 - 18:55
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Это список животных встречающихся в бестиариях. Наверное не найдётся ни одной рукописи с бестиарием, в котором бы были все эти животные, но все нижеперечисленные в бестиариях присутствуют. В бестиариях встречаются главы не только о животных. Их названия приводятся также. Кроме глав о животных, камнях и пр. в бестиариях часто присутствует что-то типа вступления, где рассказывается о том, как Адам давал имена всем животным. В списке эта глава не приводится.
Взято из работы: McCulloch F. Medieval Latin and French Bestiaries. – Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1960. – 210p.

1.Пророк Амос и сикомора
2. Амфисбена
3. Мраволев (formicaleon. В главе иногда описываются золотодобывающие муравьи)
4. Анталоп
5. Обезьяна
6. Ядовитая змея (аспид) (aspis) (не ехидна и гадюка (vipera)!)
7. Аспидохелон (есть русский вариант щиточерепаха, кит)
8. Осёл
9. Василиск
10. Летучая мышь
11. Медведь
12. Бобёр
13. Пчёлы
14. Дрозд
15. Удав (Boa)
16. Кабан
17. Боннакон (кстати правильно именно боннакон. Боканон это такое название для очень правильной религии у Воннегута в "Колыбели для кошки" smile.gif ).
18. Бык (juvencus, taurus) ( включая рассказ об индийских быках)
19. Харадр (caladrius)
20. Верблюд
21. Кот
22. Рогатая гадюка (cerastes)
23. Киннамолг
24. Петух
25. Лысуха
26. Журавль
27. Крокодил
28. Ворона
29. Алмаз и магнит.
30. Собака
31. Голубь
32. Дракон
33. Дромадер
34. Утка
35. Орёл
36. Слон (и мандрагора)
37. Огненные (воспламеняющиеся) камни.
38. Лисица
39. Лягушка.
40. Козёл (Козёл и козлята)
41. Гусь
42. Грифон
43. Ястреб
44. Ёж
45. Герциния (от Гирканского леса. Птица, чьи перья светятся по ночам).
46. Цапля
47. Удод
48. Конь
49. Гидра и ихневмон (иногда включает рассказ и о Лернейской гидре)
50. Гиена
51. Каменный козёл (ibex)
52. Ибис
53. Индийский камень
54. Галка
55. Якул
56. Зимородок
57. Коршун
58. Ягнёнок
59. Левкрота
60. Лев
61. Ящерица
62. Рысь
63. Сорока
64. Мантикора
65. Крот
66. Мышь
67. Соловей
68. Онагр
69. Страус
70. Сова
71. Бык (ox)
72. Пантера
73. Парандр
74. Пард и леопард
75. Попугай
76. Куропатка
77. Павлин
78. Жемчуг и агат.
79. Пеликан.
80. Дерево перидексий.
81. Феникс
82. Перепел
83. Ворон
84. Саламандра
85. Рыба-пила (serra)
86. Сциталис
87. Овца.
88. Сирены и онокентавр (сирены в Средние века часто изображались тем не менее как полулюди-полуптицы).
89. Сирена (крылатая змея).
90. Змея.
91. Паук.
92. Олень
93. Аист
94. Ласточка.
95. Лебедь.
96. Тигр.
97. Горлица
98. Единорог
99. Гадюка (также см. ехидны.
100. Гриф (птица)
101. Ласка
102. Кастрированный баран и просто баран.
103. Волк.
104. Дятел.
105. Эал

15 January, 2006 - 03:26
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Немного по чудовищнім племенам. Как я уже говорил, найти литературу на русском языке по этой теме невозможно, так как о ней до последнего времени не писали вообще. Сейчас подобные темы всё более начинают интересовать историков и на постсоветском пространстве, поэтому кое-что начинает появляться и здесь. Уже указывалось, что практически всё, что было написано на эту тему - это статья Светланы Игоревны Лучицкой в "Словаре средневековой культуры".
Лучицкая С. И. Чудовища // Словарь средневековой культуры. М., 2003. - С. 578-582
Статья касается не только чудовищных племён.
С этой статьёй можно ознакомиться здесь smile.gif
Кроме того, на той же странице есть статья Бергера из сборника "Средние Века", посвящённая взглядам хирурга XVI в. А. Паре на монстров.
"Нехорощо, что монстры живут среди нас" (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. Вып. 65. - М.: Наука, 2004. - С. 147-165.
Это уже больше касается истории медицины, но и по данной теме есть интересный материал - своего рода отголоски средневековых проблем в отношении чудовищ в эпоху Ренессанса.
Литературу на иностранных языках не оставляю. Её всё равно нет в инете в основном.

24 октября, 2006 - 19:28
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Самый лучший на сегодняшний день сайт посвящённый чудовищным племенам, вот этот http://www.fabelwesen.it/, благополучно почил в бозе.
Жаль sad.gif
Как только выплывет, сразу извещу…

29 April, 2007 - 18:17
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Цитата:

Самый лучший на сегодняшний день сайт посвящённый чудовищным племенам, вот этот http://www.fabelwesen.it/, благополучно почил в бозе.

Сайт вернулся на то же место smile.gif

25 August, 2007 - 17:27
korg Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
korg's picture
Статус: оффлайн

Сообщаю, что итальянский бестиарий снова работает
http://www.fabelwesen.it/

27 May, 2009 - 14:09
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Ага. Похоже на то. А то он в последнее время через пень колоду работает, почти все страницы не грузятся. Сейчас вроде уже почти нормально, ага. smile.gif

29 May, 2009 - 00:10
El Padre Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Возник вопрос: есть ли какой-то средневековый бестиарий, составленный в Ирландии?

18 сентября, 2011 - 10:33
KOT Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
KOT's picture
Статус: оффлайн

Про в Ирландии не слышал. В Шотландии точно было smile.gif

19 сентября, 2011 - 20:12
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Абердинский бестиарий не был составлен в Шотландии, если он имеется в виду. smile.gif
Ирландских не помню, если честно.

17 December, 2011 - 04:23
El Padre Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Помогите пожалуйста! Какой из чудовищных народов представляет тип, обведенный красным? Из чего он торчит?

23 November, 2014 - 02:48
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Мне вопрос уже пришёл раньше через Кота. :)
Если коротко, то это пигмей.
Если длинно, то вот

У меня встречный восрос. Сами заметили или была какая-то дискуссия по поводу этого изображения?

23 November, 2014 - 03:55
El Padre Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Спасибо за ответ. Дискуссии не было. Всех остальных более-менее угадал, но пигмей этот мне покоя не давал. Теперь все нормально, смогу выспаться, поесть наконец, может даже схожу погулять.
Если серьезно, пока читал ваш пост в блоге, подумалось - не могло ли у этих пигмеев существовать реального прототипа? Вы упоминали, что они описываются как жители приморских районов южной Индии. Что, если это искаженное описание древнего негритосского населения тех мест? Остатки этих народов и сейчас живут на Андаманских островах. Вытеснены. Ростом они не вышли, кстати - 1,4 где-то, плюс-минус несколько сантиметров. Во времена Античности и Средневековья они, наверное, могли быть распространены шире, в том числе и на континенте. Впрочем, сейчас, полагаю, остается только гадать.
Интересная тема, кстати - прототипы чудовищных народов - правда, на мой взгляд, слишком спекулятивная.
У меня к Коту был еще один вопрос. Дурацкий, но мне интересно. Топ-10 самых интересных с его точки зрения чудовищных народов из бестиариев. Linyok, может вы на него ответите?

23 November, 2014 - 05:02
linyok Re: Средневековые бестиарии и чудовищные племена
Статус: оффлайн

Если серьезно, пока читал ваш пост в блоге, подумалось - не могло ли у этих пигмеев существовать реального прототипа? Вы упоминали, что они описываются как жители приморских районов южной Индии. Что, если это искаженное описание древнего негритосского населения тех мест? Остатки этих народов и сейчас живут на Андаманских островах. Вытеснены. Ростом они не вышли, кстати - 1,4 где-то, плюс-минус несколько сантиметров. Во времена Античности и Средневековья они, наверное, могли быть распространены шире, в том числе и на континенте. Впрочем, сейчас, полагаю, остается только гадать.

Пигмеи традиционно у греков относились к Африке за Нилом, к Эфиопии. С большой путаницей между Эфиопией и Индией пигмеев, как это бывало нередко, могли просто перетащить. Объём информации про низкорослые племена в античности просто огромен, я даже не возьмусь судить что там и откуда и куда. :)
Про низкоросликов Индии, правда, тоже писали и писали много. Больше того, может быть будет интересно прочесть про скиритов в этом контексте. Их прототип, племя кирадов (киратов), существующее по сей день, индийские источники описывали иногда как карликов. Этого в статье нет, потому что она не совсем про это. :)
Андаманские острова с тех пор как про них начали писать в Европе были островом собакоголовых людей. Но это произошло только во времена Марко Поло и он тут был не первый, потому что здесь явное влияние арабских информаторов. Острова возле Индии часто в арабских источниках населяются собакоголовыми племенами каннибалов и чаще всего это именно Андаманы, хотя все идентификации, понятное дело, малонадёжны.
Но ответ на прямой вопрос не могло ли быть прототипа: могло. И даже больше, чем один.

Интересная тема, кстати - прототипы чудовищных народов - правда, на мой взгляд, слишком спекулятивная.

Есть прототипы достаточно очевидные. Есть такие про которых только что и можно гадать, иногда довольно спекулятивно, да.
Часть средневековых дополнений - это, в основном, история языковых и других искажений. Раннесредневековая культура не могла черпать материал извне: путешествия, торговля, какой-то культурный обмен - всё это сильно сократилось. Зато ошибки, плохие состояния рукописей, плохое знание латыни оказались тем источником, откуда сами по себе возникали всё новые и новые существа. Кто-то так и остался почти в единственном экземпляре в каком-нибудь сочинении. А кто-то выбися в люди. :) В смысле в монстры! :))

У меня к Коту был еще один вопрос. Дурацкий, но мне интересно. Топ-10 самых интересных с его точки зрения чудовищных народов из бестиариев. Linyok, может вы на него ответите?

Отвечу ли я на вопрос какие самые интересные народы бестиариев по мнению Кота? Хм, пожалуй, что не отвечу. :))
Чудовищные народы - не есть типичный материал для бестиариев вообще. Они появляются там только в поздних редакциях и обычно это вступление или добавление из какого-то сочинения, обычно "Этимологий" Исидора Севильского или "О свойствах вещей" Томаса из Кантимпре.
О топ-10 на мой вкус подумаю. Так сразу не составлю. :)

23 November, 2014 - 06:01

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Only registered users can post a new comment. Please login or register. Only registered users can post a new comment. Please login or register.